Москва:
Кочин:
Моб: +7 906 040 96 16 Анна
Моб:
+7 916 225 56 78 Юлия
 
  
Моб: +91 812 994 54 38 Светлана

 

  

Что такое Йога...?

В последнее время йога прочно вошла в нашу жизнь и у современного человека несомненно найдется не один десяток ответов на этот вопрос, даже если для него "йога" просто слово. В этом разделе мы бы хотели остановиться на истинном значении понятия йога, а не на его бытовом смысле, сводящемся часто к гимнастическим или дыхательным упражнениям, а также к странным духовным практикам людей, подверженных влиянию индуизма, буддизма и других восточных религий.

История йоги уходит своими корнями в древние времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.) изображены фигуры в медитативных или йогических позах. При этом, были найдены изображения в йогических позах не только людей, но и божеств. Наиболее известным из хараппских изображений является «печать Пашупати» обнаруженная британским археологом Джоном Маршаллом, который полагал, что на ней изображена одна из древних форм Шивы. Некоторые учёные, однако, подвергают сомнению идею того, что изображённый на печати «Пашупати» («Господь животных») представляет фигуру Шивы или Рудры. Из всех артефактов Хараппской культуры, археолог Грегори Поссель выделяет 16 специфических фигурок в йогических позах. По мнению учёного, они свидетельствуют о том, что обитатели Хараппской цивилизации занимались ритуальными практиками йоги и медитации

Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы Ригведе - одной из 4 священных индуистских Вед, написанных в арийский период и представляющих собой квинтессенцию всех знаний человечества того времени, и повествующей о том, как Бог Брахма поведал людям о йоге.
Само слово йога происходит от санскритского yuj, что означает соединять, связывать, удерживать вместе и еще около 20 значений подобного рода. Приминительно к йоге значение слова yuj трактуется как соединение атмана и брахмана. Необходимо упомянуть, что индуисты понимают брахман или Брахму - как божественное начало или некий абсолют – источник всего сущего, а атман – как выражение брахмана в конкрентной личности.

После Ригведы появилисьУпанишады,попытавшиеся придать йоге конкрентное выражение, а потом иЙога–сутры, сформированные мудрецом Патанджали, где систематизированы все знания в этой области, дается определение йоги, комментарии, афоризмы и т.д.

В Йога-сутрах впервые была изложена как одна из школ (даршан) индуисткой философии. Эта ранняя школа получила известность под ретронимом раджа-йога (или управления умом) с целью отличить ее от других, более поздних школ.

Патанджали также даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста: «Йога есть обуздание волнений, присущих уму». Это определение базируется на значении 3 санскритских терминов . Например, великий философ и мыслитель Вивекананда переводил сутру как «йога заключается в недозволении уму принимать различные формы»

Интересны также размышления Свами Сатьянанда Сарасвати, который определял йогу как искусство, с помощью которого мы контролируем все состояния сознания, дегипнотизируем подсознание и бессознательное, являемся свидетелями всех переживаний, а на самых высших уровнях можем полностью устранить влияние различных посредников и знаний на свое сознание, достигнув таким образом сверхсознания, которое может работать не получая знания и опыт из внешней среды, т.к. знания и опыт – его природа.

Таким образом именно Патанджали определил йогу, как систему полного контроля над сознанием ради пробуждения истинного начала, присутствующего в каждой личности, но заглушенного беспокойством ума и потребностями эго

Патанджали также выделил 8 составных частей,которые стали основой для системы аштанги–йоги:

Яма-этические предписания или практика самоконтроля (отказ от насилия, честность, воздержание от ненужных трат энергии, в том числе и сексуальной, непривязанность к материальным вещам).

Нияма-внешняя и внутренняя чистота тела, самообучение (в том числе и изучение священных текстов), настойчивость в практике, непривязанность к результатам своего труда и посвящение их высшей реальности.

Асана–различные позы, применяемые йогинами. Асаны бывают медитативные (поза лотоса) и тренировочные (для укрепления энергетических центров и каналов тонкого тела, посредством укрепления физического). Поза должна быть устойчивой и удобной, что достигается расслаблением и сосредоточением на бесконечном. Это значительно снижает влияние любых негативных факторов на тело человека.

Пранаяма-осознанное регулирование дыхания, для достижения гармоничного течения тонкой энергии - "праны". Помогает овладеть сознанием и расширить границы восприятия реальности.

Пратьяхара-полное сосредоточение внимания "во внутрь" и игнорирование внешних чувств и восприятий.

Дхарана-концентрация на объекте или процессе практики.

Дхьяна-"углубление" концентрации и формирование непрерывного потока между воспринимающим и объектом сосредоточения.

Самадхи-полное погружение в высшую реальность и изначальное состояние ума, достижение состояния единства с ним.

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма, сам Патанджали включил эти 3 высшие ступени в совершенные способности, открывающие путь к сверхсознанию, но доступные не каждому.

Бхагавад-гита» описывает еще три наиболее важные вида:
Карма-йога — деятельность
Бхакти-йога — преданность, или «йога преданного служения»
Джнана-йога — знания

Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же — осознать, что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Сверхдуша (Параматма) вездесуща.

Конечной целью является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.

Стоит отметить,что практика не требует от своих последователей быть приверженцем какой либо опеределенной религии.Индуисты верят в единого Бога, называемого разными именами, именно поэтому из индуизма возникло множество различных течений, школ и даже самостоятельных религий, нисколько не противоречащих друг другу, а даже где то дополняющих, этим же объясняется бесконечная толерантность индусов по отношению к представителям других религий.Однако, справедливости ради, нужно отметить также, что на высших ступенях не мыслима без понимания религиозных и философских основ индуизма.


COPYRIGHT ©kdm 2013. ALL RIGHTS RESERVED