Москва:
Кочин:
Моб: +7 925 504 52 57 Анна
Моб:
+7 916 225 56 78 Юлия
 
  
Моб: +91 812 994 54 38 Светлана

 

  

История возникновения и распространения аюрведы

Согласно индийской мифологии cчитается, что аюрведическое знание имеет божественное происхождение, что оно вечно и открывается в каждой вселенной в каждом из ее бесконечных циклов мироздания.

Согласно легенде создатель мира Брахма, явив в своей памяти науку жизни, создал излагающую эту науку книгу, также он передал это знание Дакше Праджапати. Упоминания о трактатах "Брахма Самхита" и "Дакша Самхита" мы находим во многих аюрведических трудах, но они не сохранились до наших дней. Праджапати, обучившись всем восьми разделам (аштанга) науки, передал это знание лекарям полубогов, близнецам Ашвинам, которым Веды приписывают множество выдающихся достижений в области медицины. Они же, в свою очередь, передали это знание Индре, царю полубогов. В то время, когда болезни стали одолевать людской род, на склонах Гималайских гор собрались мудрецы и решили получить у Индры знание о том, как излечить болезни и жить не болея. К Индре решил отправиться мудрец Бхарадвадж, который был им обучен и вернулся на Землю, чтобы распространить полученное знание. Он преподал его нескольким мудрецам, а те, в свою очередь, передали священное знание далее. На протяжении тысячелетий сакральное знание передавалось устно от учителя к ученику и только потом было записано в Ведах.

Легенды говорят, что Бхарадвадж прожил жизнь длительностью в три поколения людей и был великим мудрецом, наставником и врачом. Многие лекарства и лекарственные составы до сих пор носят его имя.

Существует еще одна легенда, согласно которой миссия распространения аюрведических знаний на Земле была определена другому Богу - Дхавантхари (одна из аватар Бога Вишну). Говорят, что когда на Земле воцарились болезни, препятствующие исполнению дхармы, Дханвантари родился в царской семье в святом городе Бенарес (Варанаси), куда однажды пришли мудрецы - риши и попросили научить их аюрведе, т.к они не могли больше смотреть на мучения людей. Дхавантари разделил аюрведу на 8 частей, чтобы ее было легко изучить и запомнить, и обучил этому знанию мудрецов. Дханвантхари был первым врачом открывшим антисептические свойства куркумы и лечебные свойства соли, он был искуссным врачом и хирургом, в честь его высоких достижений Дханвантари по сей день почитают как покровителя и основателя аюрведы.

Таким образом, риши обрели аюрведические знания посредством божественного откровения -в результате интуитивных прозрений, глубочайших медитаций и именно поэтому ведические писания считаются одним из самых древних священных писаний в мире и расцениваются как вечный источник знания, а разделы, посвященные аюрведе - как самые древние известные людям медицинские источники

Согласно современной науке, Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет, начался он с составления «Ригведы» около XVI века до н. э. и завершился во времена Будды в V веке до н. э. Помимо Ригведы, самую древнюю часть Вед представляют также Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа.

Анализ ведических текстов показывает, что все четыре Веды насыщены медицинскими сюжетами, а такие полубоги как Рудра, Агни, Варуна, Индра и Марути считались божественными целителями. Наиболее известными врачами в Индии в те времена были Ашвины, которым Веды приписывают множество выдающихся достижений: возвращение к жизни людей и святых, обеспечение долголетия, лечение бесплодия, туберкулёза и других серьёзных заболеваний. Описываются в них и сложнейшие операции, пересадка органов и протезирование. Также можно найти изложение концепции трёх дош, учение о семи дхату (тканях), пищеварении и обмене веществ, описания анатомии человека и многих болезней. Подробно рассматриваются различные виды болезнетворных бактерий и отмечается, что некоторые бактерии невозможно увидеть невооруженным глазом. В Ведах неоднократно встречаются описания родов, освобождения из под влияния злых духов, омолаживающей терапии, а также средств, нормализующих половую функцию.

Описываются там лекарственные растения и их воздействие, а также около 28 видов болезней и лекарства, требующиеся для их лечения. В Ригведе описаны 67 лечебных трав, в Яджурведе – 81, в Атхарваведе – 290, описание свойств ещё 130-ти из них можно найти в других брахманических текстах. Также практиковалось лечение язв и других заболеваний с помощью пиявок.

Некоторые гимны "Ригведы" посвящены обсуждениям трех дош (вате, питте и капхе), пересадке органов и имплантантам; многие гимны упоминают об использование трав в медицинских целях. В "Ригведе" говорится о профессии лекаря



Некоторые гимны "Атхарваведы" посвящены анатомии, физиологии и хирургии, поэтому многие исследователи сходятся на том, что "Атхарваведу" в определенной степени можно считать одним из первых известных нам источников аюрведического знания. Заклинания "Атхарваведы" применялись для обретения успеха в земледелии, ремеслах, хорошем потомстве, здоровье и материальном благополучии. Важная часть "Атхарваведы" – заклинания, направленные на исцеление.

В начале нашей эры (2-4 века) аюрведа переживает расчет - появляются два основных мастера аюрведы, чьи работы используются на практике до настоящего времени: Чарака и Сушрута. Их труды:

"Чарака самхита" (150 г н.э) - в ней даются описания лечения внутренних болезней, содержатся сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность.

"Сушрута самхита" (350 г н.э) - в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. В ней перечисляются те же медикаменты, что описаны в Чарака Самхите и Атарваведе. Некоторые из них встречаются также у Гиппократа

Кроме того, примерно в 150 г. н. э. аюрведа была разбита Чаракой на восемь отдельных отраслей знания:
Kaya - основная медицина
Bala - педиатрия
Graha - психиатрия
Salakya - лор и офтальмология
Salya - хирургия
Visha - токсикология
Jara - геронтология
Vrisha - стимуляция секскуальной жизни

В это же время выделились две главные школы аюрведы: атрейя (врачей) и дханвантари (хирургов). Эти две школы сделали аюрведу более доступной с научной точки зрения и поддающейся классификации медицинской системой

Чарака представлял атрейю – школу врачей. Он занимался физиологией, анатомией, этиологией, патогенезом, диагностикой, методологией заболеваний, лечением, вопросами продления жизни. Особое внимание Чарака обращал на внутренние и внешние причины болезни. Он утверждал, что главная причина болезни – потеря веры в божественное. Другими словами, когда человек не сознает Бога внутри себя и во всех вещах, окружающих его, создается вакуум, который заполняется тоской или страданием. Это страдание – начало духовной, умственной и физической болезни

Сушрута, представитель школы хирургов - дханвантари, в своем труде детализирует сложное хирургическое оборудование, дает классификацию нарывов, ожогов, переломов, ран, ампутаций, пластической хирургии, анально-ректальной хирургии. У него можно найти подробное обсуждение анатомии человека. Внимание Сушруты направляется на кости, узлы, нервы, сердце, кровеносные сосуды, систему кровообращения и так далее. Справедливость и удивительная точность его хирургических методов подтверждается современными сложными медицинскими приборами. Из "Сушрута самхиты" можно подробно узнать также о науке массажа, используя мармы (жизненно важные точки); это знание перекликается с китайской акупунктурой.

Третий главный трактат по аюрведе называется "Аштанга хридайя" - труд по всем 8 разделам аюрведы, который является краткой версией работ Чараки и Сушруты.
Позже были написаны еще 2 основополагающих труда по аюрведе: Мадхава ниданам - труд по этиологии и Сарнгадхара самхита - труд, описывающий изготовление лекарственных препаратов

Во 2-3 веках нашей эры известный мудрец буддизма махаяны Нагарджуна написал комментарий к аюрведическим трудам и много сделал для того, чтобы донести эту науку по возможности, до всех людей. На улицах выращивались лекарственные растения, строились аюрведические больницы и университеты. Была проведена систематизация аюрведических методов лечения.

Широко развивалась ветеринария. Лечившие слонов назывались хастивайдьи, а лечившие лошадей назывались ашвавайдьи. Наука о болезнях растений называлась врикша-аюрведа.

Нагарджуна также заложил основу расашастры (аюрведической алхимии). Мистики занимались особым приготовлением ртути, серы и других полезных веществ. Значение ртути было настолько высоко, что расашастра развилась в отдельную отрасль мистического знания ("раса" – "ртуть", "шастра" – "наука").

В  VIII—IX вв. Мадхавакара составил нормативный учебник аюрведы — Ругвинишчая (Исследование болезней) — пособие по патологии и диагностике. К XIII в. был изучен медицинский пульс. Однако уже к XII—XIII в. аюрведа начинает сливаться с расаяной индийской алхимией. Некоторые полагают, что это свидетельствует о кризисе учения, но существует и другое мнение, что расаяна — самая древняя изначальная часть аюрведы, которую развивал сам Дханвантари

Люди со всей земли приезжали в Индию, чтобы учиться искусству повышения качества жизни. Китайцы, тибетцы, греки, египтяне, персы и другие изучали древнюю мудрость и"экспортировали" ее в собственные страны.

В истории аюрведы выделяются три больших университета, в которых преподавали астрономию, математику, медицину, философию и аюрведу:
Бенаресский университет – на берегу Ганги в Варанаси – VI век до н. э.
Университет в Такшашиле – на берегу Джеллума (в настоящее время территория Пакистана) – VI век до н. э.
Университет в Наланде – в штате Бихар – II-XII вв. н. э. (в одном документе зафиксировано 1500 преподавателей и 10000 студентов)

К 400 г. н. э. аюрведические трактаты были переведены на китайский; в 700 г. н. э. китайские студенты изучали медицину в индийском университете в Наланде. В 800 г. н. э. аюрведические работы были переведены на арабский. Век спустя такие известные целители, как Авиценна и Раци Серапион, оба широко цитировавшие индийские тексты, стали известны на Западе. В XVI веке Парацельс, считающийся отцом современной западной медицины, развил учение, во многом заимствовавшее положения из аюрведы.




COPYRIGHT ©kdm 2013. ALL RIGHTS RESERVED